Внимание!
Нам не поступают уведомления с сайта.
Пожалуйста, для оформления заказа или уточнения наличия, звоните по телефону!
Навигация

Авторизация


Запомнить
Ваша корзина
В корзине 0 товаров
на сумму - 0.0 руб
Каталог
Производители
Мы в социальных сетях
Facebook
В Контакте
Голосование
Какой тип фотоаппаратов Вы используете для подводной съемки?
Компактные камеры
Беззеркальные камеры
Зеркальные камеры
Вы здесь: Главная > Статьи > Тест Fantasea Fg16 на Белом Море (А. Аристархов)

Тест Fantasea Fg16 на Белом Море (А. Аристархов)

Подледный дайвинг с Fantasea

У любителей фотографии заслуженной популярностью пользуются компактные  фотоаппараты продвинутого класса. Во многих случаях они способны удовлетворить потребности увлечённых любителей и даже, в определённой ситуации, профессионалов. Вообще-то, компакт – это камера, где «всё – в одном флаконе», то есть это полностью самодостаточный прибор, всегда готовый к работе и практически не предполагающий дальнейшего дополнительного оснащения. 

Объектив у таких камер – жёстко встроенный (почти всегда это зум умеренной кратности, и очень часто – с мощным макрорежимом), иногда кроме ЖК-экрана для визирования в трудных световых условиях (яркое солнце) присутствует оптический (или электронный) видоискатель-глазок. Практически всегда в наличии также – встроенная вспышка и светодиодная подсветка для уверенной работы автофокуса.

Преимущества компактных камер

Лёгкая, надёжная и качественная компактная фотокамера может быть всегда в кармане у фотографа в отличие от громоздкой и тяжёлой зеркалки, которой необходим зачастую ещё набор сменной оптики и осветительной техники, и про которую ещё подумаешь – брать ли её в поездку или лучше оставить дома.

То же и в подводной фотографии: не всегда есть необходимость брать с собой в дайверские выезды полноценный, но тяжёлый и громоздкий подводный фотокомплект на основе зеркальной камеры. Тем более что он ещё, как правило, и очень дорогой (обычная стоимость  - более 4000 у.е.), а значит – попросту недоступен для многих любителей фотографии. Поэтому, самый массовый путь, по которому идёт абсолютное большинство  дайверов-фотографов – выбор для подводного фотографирования (и видеосъёмки, кстати) герметичного комплекта на основе цифровых компактов, в шутку называемых в народе «мыльницами». 

Мыльница мыльнице рознь

Но мыльница мыльнице рознь, и среди огромного разнообразия предлагаемых нынче моделей компактов существуют топ-варианты, предназначенные для удовлетворения нужд продвинутых любителей и профессионалов. Обычно, это 1 или 2 модели камер верхнего уровня в линейке любой уважающей себя фирмы, и это, как правило, компактные фотоаппараты с относительно большими матрицами, качественной светосильной оптикой, с полным набором режимов управления, совершенным автофокусом и экспозамером. 

На таких камерах производители не экономят, и оснащают их по последнему слову прогресса. 

Для любителя компакт достаточно высокого класса часто становится основным фотоаппаратом, на базе которого сразу или со временем собирается универсальная подводная фотосистема. Надеюсь, читатель понимает, что в неё, кроме собственно фотоаппарата и обязательного бокса к нему, входят установочные платформы, рукоятки, шарнирные армы, внешние вспышки и пилотные фонари, а также самые разнообразные оптические насадки-конвертеры, заменяющие собой сменные объективы.  Для профессионала же подобная камера может быть настроена для решения узкоспециализированных  задач, или же может носить характер резервного (облегчённого) варианта. В качестве одного из возможных вариантов очень неплохого в техническом плане фотокомплекта (и при этом вполне бюджетном) я хочу порекомендовать таковой на базе популярной фотокамеры Canon G-16.  

Лидер среди компактов

Canon, признанный лидер в выпуске массовой фототехники, впечатляет обширным ассортиментом предлагаемой фотоаппаратуры, и сам делает для многих своих компактов пластиковые боксы для любительского применения. В большинстве случаев они удовлетворяют непритязательного пользователя, но для более-менее серьёзного пользователя требуется, всё же, несколько иной уровень качества, возможностей и удобства. Поэтому опытным любителям  Canon предлагает 2 весьма достойные линейки фотоаппаратов, на базе которых можно собрать очень неплохие подводные комплекты. В частности – серию G, с самой первой модели G-1 анонсируемую фирмой как «облегчённую» профессиональную (в настоящий момент на рынке присутствуют  современные модели G-15 и G-16, хотя в продаже ещё можно встретить и предыдущие версии G-11, G-12). Вторая же серия фотоаппаратов, S,  выпускаемая параллельно, по сути, представляет собой несколько урезанную версию серии G. Упрощение выражается в оснащении камер другим объективом, в отсутствии оптического видоискателя и «горячего башмака» для внешней вспышки. Всё остальное – матрица, процессор (а значит эффективность и качество обработки электронных сигналов), функциональные возможности практически не отличаются. Камеры серии S несколько компактнее, лёгче и дешевле, на стороне же камер G – лучший объектив с мощнейшим макрорежимом, дополнительный видоискатель (правда, это важно только на суше), более емкий аккумулятор с большим ресурсом, крепкий и ухватистый корпус с удобной эргономикой и оперативным управлением. Поэтому, если рассматривать выбор фотокамеры с точки зрения универсальности и самодостаточности, то есть смысл остановить свой выбор на современном представителе линейки G.

Настоящий тест в экстремальных условиях

В своей очередной, длительной и сложной (с точки зрения природных условий) зимней поездке на Белое море, я протестировал подводный фотокомплект, собранный на базе новейшего фотокомпакта топ-класса Canon G-16 (уточню условия: это был конец февраля – середина апреля 2014 года; подлёдные погружения на глубину до 30 метров длительностью 40-60 минут, очень низкая естественная освещенность, часто – почти полная темнота; Т воздуха от -25С до +5С, Т воды -2С).

Технические преимущества G16

Вот некоторые технические особенности фотокамеры, обусловившие мой выбор и позволяющие успешно использовать именно эту модель в дальних путешествиях вообще, и под водой, в частности:

1) Достаточно большой по площади  сенсор, с которого снимается изображение. Он имеет увеличенный типоразмер 1/1,7 дюйма (то есть, чуть ли не вдвое более крупный, чем типичный для компактов типоразмер 1/2,3 дюйма)  с умеренным количеством светоприёмных элементов (12 Мп). Соответственно, площадь каждого отдельного пикселя достаточно  велика для обеспечения высокого рабочего значения ISO. Под водой, где света всегда не хватает, это очень важно. И особенно актуально это для подлёдных (как в моём случае) или глубоких погружений, при съёмке внутри пещер или рэков.

2) Камера оснащена качественным, действительно светосильным 5-кратным зум-объективом. Его светосила в широкоугольном положении (эквивалентное фокусное расстояние 28 мм) – 1.8. И даже при максимальном приближении (длинный конец зума, экв. f=140 мм) светосила уменьшается всего лишь чуть больше, чем на 1 ступень, до величины 2,8 (что, опять же, очень хорошо для плохих световых условий и это отличный, безусловно, профессиональный показатель). Светосильная оптика очень облегчает съёмку под водой и позволяет получить отличную картинку в трудных световых условиях.

3) Очень мощный встроенный макрорежим - объектив может фокусироваться буквально на стекле иллюминатора бокса! Практически отсутствует необходимость применения отдельного специального макрообъектива для съёмки мелкой живности.

4) Так как объектив при работе под водой через плоское стекло порта бокса существенно теряет в широкоугольности за счёт преломления на границе вода-стекло-воздух, то для устранения этого отрицательного момента желательно использовать дополнительный оптический конвертер. Как будет показано ниже, камера вполне удачно «принимает» подобное техническое решение, и, следовательно, мы имеем пусть несменный, но действительно универсальный объектив, позволяющий под водой заниматься разноплановой съёмкой – и «широким углом», и «фотоохотой», и макросъёмкой.

5) В камере присутствуют полноценные режимы автофокусировки, экспонометрии и «творческого» управления (есть приоритеты выдержки, диафрагмы, полностью «ручной» режим, не говоря уже об универсальном программном режиме и многочисленных сюжетных подпрограммах). Причем управление этими режимами не спрятано глубоко в меню, что типично для любительских компактов даже достаточно высокого класса, а явным образом выведено на корпус камеры, что позволяет очень оперативно управлять ей и быстро менять любые параметры.

6) Наличие RAW-формата записи изображений (помимо стандартного JPEG-сохранения), дающего огромные преимущества при последующей обработке снятого материала.

7) Отличный, полноценный видеорежим full-HD качества. G-16 вполне может заменить любительскую видеокамеру и под водой и на суше.

Удовлетворяет повышенные требования продвинутого любителя

Итак, фотоаппарат есть, он удовлетворяет повышенным требованиям продвинутого любителя и пригоден даже для профессионального применения (это значит, что получаемое с него изображение потенциально пригодно для качественной печати фотографий выставочного размера и для полиграфических целей). Чтобы им можно было снимать под водой, необходимо поместить его в герметичный бокс. На рынке для этой модели камеры существует большое разнообразие боксов – как пластмассовых, так и металлических от разных производителей, что подтверждает, что камера технически совершенна и пригодна для подводных целей. Сама фирма Canon выпускает для  G-16 вполне неплохой бокс из акрилового пластика. Он достаточно удобен и функционален, и с моей точки зрения, имеет немного недостатков, хотя они и есть. К ним я отнёс бы несколько завышенные габариты и цену (на российском рынке), прозрачность корпуса целиком (а не только задней крышки, что предпочтительнее), отсутствие фирменной поддержки аксессуарами и дополнительными элементами оснащения. Акриловые боксы от другого популярного у нас  производителя Ikelite для этой модели фотокамеры пугают габаритами, весом и ценой, металлические же боксы других фирм – однозначно ценой. Поэтому я остановил свой выбор на продукции фирмы FantaSea. Этого производителя из Юго-Восточной Азии отличает комплексный подход к предлагаемому ассортименту и благоприятная для потребителя ценовая политика. То есть за вполне вменяемые деньги можно получить готовый качественный комплект всего необходимого оборудования.

Еще несколько фотографий с моей поездки:

Боксы Fantasea славятся своей безупречной функциональностью и стильным дизайном

Бокс FantaSea FG16 появился на рынке совсем недавно, но он продолжает славные традиции предыдущей модели под камеру G-15. Он  малогабаритен (сама камера довольно плотно занимает весь внутренний объём бокса) и лёгок (0,8 кг), имеет лёгкую (несколько десятков грамм) положительную плавучесть (с фотокамерой) даже в пресной воде. Наружу выведены все органы управления, поэтому доступны абсолютно все функции, к которым привык потребитель на суше. Основной разъём – «корпус-крышка» сделан очень надёжно, с двойным уплотнением (один О-ринг - радиальный, второй – торцевой), что практически гарантирует герметичность конструкции в самом опасном, с точки зрения надёжности герметизации,  месте. Крепкий и удобный запор поворотного типа (с предохранителем) позволяет легко и оперативно вскрывать бокс для обслуживания фотоаппарата. Органы управления достаточно крупны и «ухватисты» при использовании бокса в тёплой воде, когда управление происходит голой рукой или в тонкой перчатке (это типично для почти всех моделей боксов любого зарубежного производителя). Самое главное – оно (управление) очень чуткое и эргономичное, кнопки и маховики имеют ярко выраженный рабочий ход и умеренную жёсткость, что позволяет без труда управлять всеми элементами управления (а это уже не столь типично для разных конструкций).

Несомненные плюсы конструкции

К несомненным плюсам конструкции можно отнести и то, что корпус бокса, кроме задней крышки, выполнен из высокопрочного непрозрачного пластика! Я не раз сталкивался под водой с ситуациями, когда при использовании прозрачных боксов в тёмных местах или ночью происходила паразитная засветка изображения в результате действия встроенной вспышки (даже, если она не участвовала в непосредственном построении изображения, а лишь управляла поджигом внешней вспышки). Корпус прозрачного акрилового бокса в этом случае выступал в качестве своеобразного световода, и управляющая внутренняя вспышка заставляла буквально светиться всю поверхность бокса, что, конечно же, в темноте не шло на пользу конечной картинки. Все мои боксы от Ikelite собственаручно снаружи обклеены чёрным скотчем для устранения этого недостатка, здесь же этой проблемы нет в принципе!

Из особенностей бокса FantaSea FG16 нужно также отметить наличие на его верхней стенке металлического холодного «башмака» для принадлежностей (очень удобно крепить в него пилотный или видеосвет), что даёт простор для удобного и рационального конфигурирования всей фотосистемы, а также присутствие на задней крышке резиновой съёмной бленды над ЖК-монитором (что облегчает визирование и построение кадра при ярком внешнем свете).

Визирование по огромному экрану - это огромный плюс

Вообще, визирование по огромному экрану – несомненное преимущество компактных камер перед зеркальными, где фотограф вынужден «подглядывать» в глазок оптического видоискателя, в то время как владелец хорошего компакта наслаждается построением композиции при любом положении руки с фотоаппаратом, глядя в эдакий «экран телевизора» J. Вся задняя стенка бокса сделана прозрачной, что удобно, кстати,  и для дополнительного контроля герметичности бокса  (есть, впрочем, и встроенная электронная сигнализация протечек!). Окно встроенной вспышки прикрывается, в случае применения внешних вспышек, заслонкой-шибером с двумя стандартными круглыми (7мм) окошками для ввода оптического кабеля. На нижней поверхности бокса – металлическая пластина с тремя резьбовыми (стандартные 1/4") отверстиями для крепежа на различные платформы и основания. В общем, как говориться, всё сделано «по уму» и со знанием дела. Техническое и конструкторское исполнение – на должном уровне, чувствуется высокая культура производства и большой опыт разработчиков. Камера в боксе получилась мобильной и удобной в использовании. Пожалуй, для требовательного любителя в тёплой и умеренной воде это один из лучших на сегодня вариантов. В моих, прямо скажем - экстремальных условиях эксплуатации, я нашёл лишь один более-менее значимый недостаток – в толстых и «скользких» трёхпалых перчатках бокс держать не очень удобно. Без дополнительного дооснащения (удобными рукоятками) и специальной экипировки (обрезиненные снаружи перчатки), он норовит выскользнуть из рук. Впрочем, после определённого привыкания и «подгонки под себя», я в дальнейшем получал только удовольствие от работы данным комплектом.

Fantasea заботится о людях

В отличие от самого Canon, FantaSea позаботилась о потребителях, предложив им и множество дополнительных аксессуаров: разнообразные широкоугольные и макро-насадки, цветные фильтры, разнообразные адаптеры и держатели, платформы, гибкие кронштейны, пилотные фонари и компактные фотовспышки. Особенно следует выделить широкоугольный оптический конвертер FantaSea Big Eye, который я использовал для широкоугольной съёмки. Как известно, эквивалентное фокусное расстояние встроенного объектива (в широком положении зума) камеры G-16 – 28 мм, что означает, что на воздухе угол поля зрения этой линзы – около 75 градусов (по диагонали кадра). В принципе, это неплохой показатель, и в чистой воде (а зимой в Белом море вода очень чистая и горизонтальная видимость достигает трёх десятков метров) можно было бы без труда снимать ландшафты и человека подо льдом с приемлемой дистанции (2-3 м и менее).

Зачем нужна широкоугольная линза Big Eye

Но плоский иллюминатор бокса и законы преломления сужают этот угол на треть. Вот тут-то на выручку и приходит вышеупомянутый конвертер Big Eye. Он восстанавливает угол поля зрения до привычного на суше, и это существенно улучшает качество подводных фотографий, позволяя реализовать «краеугольный камень» всей подводной фотографии – быть ближе к объекту съёмок. Широкоугольная оптическая насадка может (и должна) быть надета на передний порт бокса непосредственно в воде. Обычно я, перед уходом под воду, заранее собираю весь фотокомплект воедино, но в первые минуты под водой он требует определённого внимания и усилий – его надо привести в «подводное» состояние: проверить герметичность, развести АРМы со вспышками и видеосветом в нужное положение,  но главное – удалить пузырьки воздуха из под оптических насадок. Все внешние оптические насадки требуют наличия тонкого слоя воды между иллюминатором бокса и конвертером. Слой воды является необходимым элементом для корректной работы всей оптической системы. У конвертера Big Eye есть специальное отверстие для выдавливания пузыря воздуха, но на практике вода уходит из этого пространства не всегда и не вся. Поэтому нужно принудительно удалить пузырьки воздуха из-под линзы, сняв её непосредственно под водой и вновь надев. Делается это простым «сдёргиванием» конвертера и новым его «насаживанием» на порт бокса. Тут важны 2 момента:

1) У конвертера есть «верх» и «низ» (отметка нанесена непосредственно на корпус насадки). Важно не перепутать, чтобы не сломать пластмассовую обойму.

2) Широкоугольная насадка состоит из двух оптических элементов, между которыми содержится воздух, поэтому она обладает положительной плавучестью и сама по себе не очень ухватиста, что может привести к выскальзыванию из рук (наверное, это более актуально для толстых перчаток) и всплытию на поверхность, где её будет потом трудно найти среди волн. У меня самого этот казус происходил пару раз (толстые 3-х палые перчатки, холод…), но благодаря отсутствию волн и наличию «потолка» (лёд) это осталось без последствий.

В практической работе насадка себя полностью оправдала. Несмотря на некоторые хлопоты с её снятием-установкой, она существенно упрощала получение качественного изображения под водой. Разрешающая способность всей оптической системы визуально не ухудшилась. Пожалуй, следует только отметить некоторую капризность системы к положению внешнего источника освещения – при определённом расположении внешней вспышки или солнца при использовании широкоугольной насадки иногда возникали заметные блики или засветки небольшой части кадра. Впрочем, сегодня, в век доминирования «цифры» в фотографии, когда есть возможность наблюдать непосредственный результат сразу в момент съёмки, это не является существенной проблемой, ибо почти всегда есть возможность повторить снимок с изменёнными условиями.

Возможность съемки качественного видео

Видеорежим в камере и боксе реализован на весьма достойном уровне. По просьбе руководства дайв-центра «Полярный Круг» я снял учебный HD-видеоролик (подо льдом, на небольшой глубине 5-7 м, при  естественном свете, без внешней подсветки), качеством которого были удовлетворены и заказчик и сторонние эксперты (известный подводный оператор В.Шестаченко вполне одобрил результат).

Отметка "Отлично!"

В общем и целом, оценивая работу фотокомплекта FantaSea FG16 по итогам двухмесячного тестирования в суровых арктических условиях зимнего  Беломорья могу отметить: и фотокамера, и бокс для неё, и широкоугольная насадка Big Eye отработали на твёрдую отметку «хорошо». В более тепличных условиях, я уверен, оценка была бы попросту «отличной». Этот первоначальный комплект может стать замечательным вариантом для подавляющего числа фотолюбителей, на его основе можно собрать качественную подводную фотосистему для любых практических целей. 

Еще фотографии с поездки (все снято на комплект Fantasea G16 + вспышка Ultramax UXDS 3):



Портал о подводной съемке
▲ Наверх