Навигация

Авторизация


Запомнить
Ваша корзина
В корзине 0 товаров
на сумму - 0.0 руб
Каталог
Производители
Мы в социальных сетях
Facebook
В Контакте
Голосование
Какой тип фотоаппаратов Вы используете для подводной съемки?
Компактные камеры
Беззеркальные камеры
Зеркальные камеры
Вы здесь: Главная > Статьи > Собираем фотокомплект (А. Аристархов)

Собираем фотокомплект (А. Аристархов)

В моей предыдущей статье с белого моря мы убедились, что на основе фотоаппарата Canon G16 и бокса FantaSea FG16 можно собрать вполне бюджетный и технически качественный комплект для требовательного любителя подводной фотографии, пригодный, в том числе, и для эксплуатации в очень неблагоприятных, суровых (зимних арктических) природных условиях.

Расширяя возможности фотографа

Универсальность применения такого комплекта могут обеспечить дополнительные элементы оборудования, призванные расширить возможности фотографа для специализации к различным видам съёмки – широкоугольной или макро, фотоохоте за рыбами, съёмке в полводы или видеосъёмке.

Это оборудование можно приобретать постепенно, шаг за шагом, по мере необходимости и появления новых интересов фотографа. Про один из таких элементов оборудования – широкоугольный оптический конвертер FantaSea Big Eye я уже рассказывал.

Дополнительный свет для фотокомплекта

Теперь стоит остановиться на необходимой осветительной фототехнике. Внешние источники искусственного света – крайне нужные технические элементы почти любой конфигурации собираемого фотокомплекта.

Конечно, некоторые сюжеты под водой можно и нужно снимать только при естественном освещении. В некоторых ситуациях (я об этом расскажу чуть ниже) вполне допустимо использовать свет от встроенной в фотоаппарат вспышки. Но чаще всего, всё же, требуется использовать мощные внешние блицы или источники постоянного света. 

Естественного света под водой обычно мало

Естественного света под водой обычно мало, и качество его часто не удовлетворяет требованиям цветной фотографии (мы помним, что водная среда является мощнейшим сине-зелёным фильтром, отсекающим все остальные лучи другого цвета). Чтобы вернуть краски фотоизображению, объект съёмки нужно принудительно осветить, и лучше всего это сделать с помощью дополнительных импульсных осветителей (фотовспышки, блицы) или мощного видео-света.  

Гигантская сила света

Блицы дают очень кратковременную вспышку света (близкую по спектру к солнечному свету), выделяя при этом гигантскую энергию (многие десятки и сотни Джоулей) за сотые доли секунды, оставаясь, в то же время, очень компактными и вполне энерго-малозатратными  техническими устройствами (обычных щелочных элементов питания АА-типа, например Energizer или Duracell,  хватает на несколько десятков, а то сотен импульсов). Поэтому их использование гораздо предпочтительнее для именно фотографических целей, нежели применение для этих нужд светильников постоянного света. Мощный видео-свет лучше использовать, всё же, при видеосъёмке, где совсем другие требования к экспозиционным параметрам и чувствительности матрицы. Хотя, можно отметить, что и хороший видео-светильник  в некоторых ситуациях может выручить фотографа (в случае, например,  отказа блица при некстати севшем электропитании или нарушении синхронизации со вспышкой). Более того, видео-свет вполне может заменить собой так называемый пилотный  (pilot) фонарик (обычно маломощный), облегчающий работу автофокуса и призванный помочь фотографу визировать и строить кадр в тёмных местах. Для этих задач видео-осветитель можно не включать на полную мощность, а ограничиться его половинной или даже ?, а то и 1/8 мощностью.   

Знакомство с UltraPower UXDS-3

В качестве внешнего света в своём выезде на Белое море я применял фотовспышку  UltraPower UXDS-3 от известного (четверть века на зарубежном рынке) производителя UltraMax и различные видео-светильники фирмы I-Torch. 

Собирать фотокомплект в единую конструкцию были призваны платформы, АРМы и шаровые зажимы I-Das (по сути, этой же фирмы, что и видеосвет, все они себя отлично зарекомендовали). 

Вспышка UltraPower UXDS-3, новинка на российском рынке, оказалась наиболее бюджетной (цена менее….) в своём мощностном сегменте и вполне самодостаточной для всех нужд более-менее квалифицированного фотолюбителя. Она имеет ведущее число около 20 (для 100 ISO), то есть вполне сопоставима по своим энергетическим характеристикам и углу освечивания (около 90 градусов без дополнительного рассеивателя и 100 с оным) с такими моделями от конкурентов, как DS-51 от Ikelite, YS-01 или -02 от Sea&Sea, или Inon S-2000, D-2000. 

С учётом того, что предполагалось использование этой вспышки именно с компактом, оснащённым очень короткофокусным светосильным объективом, а, следовательно, в этом случае рабочие диафрагмы редко выходят за значения 2,8-4, то энергии разряда вспышки будет вполне достаточно не только для съёмки макро, но и для широкого угла.

Конечно же, в отличие от конкурентов у UltraPower UXDS-3 нет никакой экспозиционной автоматики, и фотограф должен сам регулировать мощность излучения (для этого есть 5-ступенчатый регулятор мощности: 100%, 80%...-20%). Но при совсем небольшом опыте использования это не является проблемой, скажу более – подавляющее большинство профессиональных фотографов чаще всего работают в том же ключе – вручную регулируют мощность своих самых современных вспышек, не доверяя этот процесс автоматике. 

Ещё – вспышка UXDS-3 несколько габаритнее и тяжелее конкурентов, но цена, простота использования, крепкость и надёжность конструкции полностью оправдывают её приобретение. Ударопрочный корпус блица из поликарбоната дополнительно прикрыт резиновым чехлом-амортизатором, магнитные герконовые переключатели исключают протекание через элементы управления, а батарейный отсек (принимает стандартные элементы питания типа АА – 4 шт.) изолирован от электронной начинки и защищён двойными О-рингами. Управлять вспышкой оказалось легко даже в толстых 3-х палых перчатках благодаря очень удобному кнопочному управлению.   

Видеосвет i-Torch

Несколько светодиодных осветителей постоянного света I-Torch также были представлены для испытания. Все они оказались чрезвычайно компактными и при этом мощными, экономно расходовали энергию батарей и доказали высочайшую надёжность и замечательную эффективность в зимних арктических условиях. Подробный разговор о них будет у нас в скором будущем, пока же отмечу, что я с неизменным успехом применял их и в качестве пилотного света, и при проведении видеосъёмки, а пару раз видео-свет выручил меня и при фотографировании, когда неожиданно из-за сильного холода сели батарейки во вспышке.

Учитывая вышесказанное об используемом  оборудовании, рассмотрим различные конфигурации фотокомплектов, которые я чаще всего применял в своей практике на Белом море в зависимости от решаемых задач. Для наглядности обратимся к фотографиям различных вариантов комплектов и обсудим их особенности. 

Простой макрокомплект

Не требует никакого дополнительного оснащения, это стандартная комплектация бокса FantaSea FG16. На бокс просто надет пластиковый матовый рассеиватель, и для освещения объекта съёмки используется встроенная в фотоаппарат вспышка. Объективный порт бокса конструктивно существенно выдаётся вперёд и он катастрофическим образом затеняет свет от встроенного блица. Если не использовать рассеиватель, то чуть ли не половина площади кадра не будет освещена светом вспышки, идущего из специального окошка бокса (это, кстати, общая беда почти всех боксов для компактных камер). 

Применение рассеивателя существенно устраняет эту проблему, хотя и не полностью снимает её при  самом широкоугольном положении зума. Чтобы добиться действительно равномерного освещения площади кадра, следует слегка увеличить масштаб изображения, «приблизив» объект за счёт зумирования объектива. Встроенный в фотоаппарат макрорежим чрезвычайно мощный, фокусировка возможна прямо «со стекла», то есть практически в упор, поэтому практически для большинства макроснимков нет необходимости применения дополнительных оптических устройств – макроконвертеров или насадочных линз. 

Зумирование в среднее или теле-положение позволяет увеличить дистанцию съёмки до комфортной, а освещенность кадра (при использовании рассеивателя) в этом случае будет равномерной. Пожалуй, использовать свет встроенной вспышки для построения изображения возможно только при  очень малых дистанциях до объекта (не более полуметра в чистой, как в тропиках или на Белом море зимой, воде). Поэтому эта конфигурация применима, пожалуй, только для макросъёмок, а также крупноплановых снимков, типа «портретов». 

Примеры снимков:

Макро + видео

Добавив в оснастку простого макрокомплекта один из видео-светильников  I-Torch, укрепив его с помощью АРМов и зажимов  I-Das прямо в «холодном башмаке» бокса, мы получаем удобную конфигурацию для занятий макро- и видеосъёмкой. 

При съёмке macro мы включаем встроенный блиц, при video – мощный светодиодный светильник. Видеосвет также дополняет и фотовозможности при  занятиях макросъёмкой в очень тёмных местах, позволяя уверенно фокусироваться и строить композицию кадра. При этом нет нужды включать его на полную мощность.

Примеры снимков:

Широкий угол

В этом случае общая конструкция получается более габаритной, но, одновременно, и более ухватистой. Бокс FG16 крепится на платформе или двойном основании (имеющем удобные рукоятки), он дополнительно оснащается широкоугольным конвертером, устраняющем эффект сужения угла поля зрения объектива при съёмке через плоский иллюминатор. На шарнирных АРМах (с помощью шаровых зажимов) на расстояние не менее полуметра от оптической оси объектива выносятся внешняя вспышка UltraPower UXDS-3 (соединённая с боксом светооптическим  синхрокабелем) и мощный, но компактный светодиодный видео-светильник I-Torch. Окошко встроенной вспышки при этом прикрывается съёмным шибером с двумя стандартными (Ф7 мм) отверстиями для ввода синхрокабеля (то есть можно одновременно подключить 2 внешние вспышки), чтобы встроенный блиц не участвовал непосредственно в построении картинки, а лишь служил запускающим командным прибором для запуска внешних вспышек. 

В этой конфигурации мы можем с успехом снимать как видеокадры, так и фотографировать подавляющее число сюжетов, требующих широкоугольных съёмок: человек под водой, крупные объекты (рэки, камни и валуны, коралловые рифы, древние якоря и амфоры…), пейзажи с ледовыми торосами и навалами (как в моём случае).

 Видео-свет может быть при этом задействован постоянно, для устранения резких теней при освещении объекта одной вспышкой, или может использоваться в режиме частичной мощности в качестве пилотного фонаря. 

Вообще, использование двойного основания I-Das с большим числом крепёжных точек никак не препятствует дальнейшему расширению конфигурации за счёт  дополнительных вспышек и светильников постоянного света. 

Примеры широкоугольных снимков:

 

Двойной комплект

Под водой довольно хлопотно часто переключаться с видеорежима на фотографирование и обратно, поэтому в случае такой надобности я предпочитаю использовать пусть несколько более габаритную и тяжелую, но удобную в применении  конфигурацию с использованием 2-х специализированных камер: одна отвечает за фото, другая – за видео.

Двойное основание I-Das в этом плане очень удобное – позволяет надёжно закрепить сразу 2 камеры и необходимое число импульсных и постоянных осветителей. На снимке собрана простая и эффективная подобная 2-х этажная фотосистема – нижний фотоаппарат и вспышка (в данном случае от Ikelite) предназначены для фотосъёмки, верхняя камера (FantaSea FG16 с широкоугольной насадкой) плюс видео-свет – для съёмки видео.

Примеры снимков, сделанных двойным комплектом:



Портал о подводной съемке
▲ Наверх